Что умеют настоящие профессионалы (научись и ты!)

1. Здороваться за руку
При знакомстве сама протягивай руку — для многих мужчин пока еще загадка, нужно ли обмениваться рукопожатием с женщиной. Не ставь их в затруднительное положение. При знакомстве с женщинами также протягивай руку. Рукопожатие должно быть достаточно крепким.

2. Составлять резюме
Делается это на компьютере, перепечатывается на стандартный лист белой бумаги А4 и высылается потенциальным работодателям вместе с наклеенной в угол фотографией и с сопроводительным письмом, написанным от руки чернильной ручкой. Резюме включает: ФИО, дату рождения, семейное положение, домашний адрес, телефон для связи, желательно e-mail. Далее, в столбик перечисляются прежние места работы и должности, наличие дипломов и знание иностранных языков. В сопроводительном письме указывается должность, на которую ты претендуешь.

3. Окружать себя «правильными мелочами»
Именно с них тебя начинают оценивать другие профессионалы. Поэтому… Не шариковая ручка, отнятая утром у сына, а хороший письменный прибор. Не пластмассовые заколочки, а невидимки. Не китайские “будильники” с “бриллиантами”, а элегантные, но неброские часы.
4. Свободно говорить хотя бы на одном иностранном языке
Универсальный вариант — все-таки английский. Практика показывает, что для того, чтобы довести до ума свои школьные знания и свободно общаться, в том числе на профессиональные темы, требуется год.

5. Правильно диктовать свой электронный адрес — даже если иностранным языком не владееншть
Никаких “и” с точечкой”, “ручка от зонтика с точечкой”, “с” долларовое”! Уж научиться правильно произносить английские буквы и диктовать свой е-пла! как цивилизованный человек можно и за вечер.
6. Делать маникюр невзирая на хроническую усталость и полное отсутствие свободного времени
А еще — на начало дачного сезона, большую стирку, аврал на работе и вечерние бдения там же и множество других, безусловно, уважительных причин. Правда в том, что для карьеристки все они — неуважительные, ее руки всегда должны быть в порядке.

7. Не бояться переспрашивать
Профессионала можно узнать безошибочно по вопросу: “Повторите, пожалуйста, ваше имя. И, если можно, по буквам” — он (или она) не боится переспрашивать ни имена, ни адреса, ни цифры. И это естественно,ведь лучше лишний раз переспросить, чем потом исправлять ошибки, которые могут стоить очень дорого.
8. Предупреждать об опозданиях
Отговорки типа “трамвай опоздал, а потом троллейбус застрял в пробке” сводят на нет все, абсолютно все, твои профессиональные качества. Только ты виновата в том, что не пришла вовремя, только ты виновата в том, что не вызываешь доверия у людей. Поэтому научись, опаздывая, предупреждать об этом других — тогда даже причину называть не обязательно, люди отнесутся к тебе с пониманием.

9. Подбирать деловой костюм
Деловой костюм — это юбка до середины колена или выше на ладонь плюс жакет или строгие брюки плюс жакет — в зависимости от компании, где ты работаешь. Ты должна знать “свои” цвета и “свои” фасоны делового костюма.
10. Носить колготки летом
Даже если невыносимо жарко…
11. Быть доступной миру
То есть иметь при себе мобильный или пейджер. Или предупреждать, где, во сколько и по какому номеру тебя можно найти.

12. Быть с компьютером на ты
Уметь набрать текст и отправить его на принтер — мало. Неплохо, например, если ты знаешь, как заархивировать файл. И в курсе, что такое скрипт, html, фреймы. Это может пригодиться в.деловом разговоре.
13. Вести еженедельник
В него профессионал записывает все дела, которые необходимо сделать в ближайшем будущем, время и места встреч, телефоны и адреса. Поэтому- то он ничего и не забывает (а не потому, что у него феноменальная память).
14. Помнить дни рождения коллег
А если ты руководитель, ты просто обязана занести их в еженедельник и не имеешь права о таких событиях забывать.
15. Гасить улыбку
Как ни странно, многим сама улыбка дается легче, чем дальнейший переход к серьезному выражению лица. Они так и приступают к деловому разговору с приклеенной улыбкой до ушей.

16. Сосредоточиваться на деле
Как долго ты в состоянии заниматься одним делом, не выходя из офиса и не переключаясь на телефонные звонки? Тридцать минут и более — хороший результат. Впрочем, больше часа заниматься чем-то одним не рекомендуется — внимание рассеивается.
17. Отвечать (то есть не отвечать) на вопросы о своей зарплате
Твои коллеги интересуются: Не выдавай тайну! Не надо читать нотаций, мол, это неприличный вопрос. Просто говори, что хочешь эту цифру оставить при себе. А вот всего три причины — на самом деле их гораздо больше, — по которым про зарплату рассказывать не стоит: коллеги могут позавидовать, коллеги могут решить, что твой статус ниже, чем они думали раньше, твою большую зарплату кто-то из коллег может использовать как аргумент в разговоре с начальником о повышении своей зарплаты.
18. Составлять деловые письма
Справа следует указывать адресата (название фирмы, ФИО человека), затем, отступив несколько строк, с красной строки начать с обращения “Уважаемый…”. Далее, опять с красной строки, еще через две строчки, максимально коротко и ясно изложить суть дела. И опять-таки отступив две строки, слева поставить свои имя, фамилию, подпись и дату. Если в начале письма ты обратилась к респонденту “Уважаемый…”, значит, в конце письма подписываться “С уважением…” не нужно.

19. Вовремя отключаться
На пять минут, на выходной, на сон, на отпуск. Иначе ты можешь запутаться в ситуации, от усталости напортачить в отчете, прослыть редкостной занудой, испортить жизнь себе, сослуживцам и домашним.
20. Ставить цели
На всю жизнь, на ближайшие пять лет, на год. На меньшие сроки — это уже не планы, а распорядок профессиональной жизни. Вещь, впрочем, тоже полезная.

Вика Сарыкина,
журнал «COCMOPOLITAN», июль 2001 г.,
журнал «COCMOPOLITAN», специальный выпуск 1994 — 2004 г.