Даже сейчас многие девушки боятся летать — и не только девушки. Амелия тоже боялась, как боится каждый человек, когда не чувствует земли под ногами… Но она стала первой женщиной, в одиночку перелетевшей через Атлантику. И если бы не такие, как она, из Европы в Америку мы до сих пор путешествовали бы морем.
Tomboy
Мистер Альфред Отис был в гневе. И было от чего! Его любимая дочь, нежная, утонченная Эмми, писала ему из Канзаса в Атчисон, что ждет ребенка, но адвокатская практика мужа никак не наладится и они настолько стеснены в средствах, что она в отчаянии. “Надо забрать ее от этого неудачника!” — решили миссис и мистер Отис. Вскоре Эмми вернулась в отчий дом, а через несколько месяцев, 24 июля 1897 года, родила девочку, Амелию Мери Эрхарт.
Пребывание Эмми в родительском доме затянулось на много лет. Раз или два в год Эмми ездила к мужу, а иногда и Эдвин навещал жену. Результатом одной из этих встреч стала малышка Мюриел, рожденная через два с половиной года после Амелии.
В доме деда сестрам жилось замечательно. Амелия вела себя как мальчишка-сорванец — в Америке таких девчонок называют tomboy. Она с упоением лазила по деревьям, искала клады, путешествовала по вымышленной стране, дралась, запускала воздушных змеев… Как-то раз Амелия, ее сестра и соседский мальчик покатались на аттракционах и решили, что им необходимо построить дома американские горки: положили доски, покрыли их свиным жиром… Амелия первая решила съехать с горки в вагончике из деревянного ящика — и рухнула на землю. Не замечая, что у нее поцарапана губа и порвано платье, она вскочила на ноги и восторженно воскликнула: “О! Это был настоящий полет!”
После долгих неудач Эдвин Эрхарт в 1908 году нашел приличную работу на железной дороге в штате Айова, и Эмми переехала к мужу. Дела шли хорошо, Эдвин продвигался по службе — но увы… Когда Амелия и Мюриел были уже подростками, им, как и всем друзьям и соседям, стало ясно, что их отец алкоголик. Эмми на свои сбережения устроила дочерей в частную школу для подготовки в колледж.
“Должна — и буду!”
Но в колледж Амелия поступать отказалась. Шла война, и она решила стать медсестрой. После сестринских курсов она устроилась работать в военный госпиталь. Каждый день она видела результаты четырехлетних боев Первой мировой — мужчин без рук, без ног, парализованных и ослепших… В 1919 году Амелия все-таки поступила в Колумбийский университет, но через год бросила его и уехала в Бостон, где устроилась социальным работником и вступила в Национальную ассоциацию аэронавтики.
Впервые Амелия увидела аэроплан на ярмарке, когда ей было десять лет. Тогда он заинтересовал ее куда меньше, чем только что купленная соломенная шляпа. “Ничего особенного, — подумала она, — неинтересная штука из ржавого металла и дерева”. А еще через десять лет она побывала на авиационном шоу. Пилот, заметив Амелию и ее друзей, спикировал наних — хотел посмотреть, как они в испуге разбегутся. Но Амелия осталась стоять, испытывая страх и восторг. На другой день пилот Фрэнк Хоукс прокатил ее на аэроплане. “Как только мы оторвались от земли, я поняла, что должна и буду летать!”
Вскоре Амелия услышала о женщине-пилоте Аните Снук и разыскала ее. Амелия и Анита подружились сразу — обе считали, что “женщины должны делать то, что мужчины уже сделали, а иногда и то, что мужчины еще не делали”.
3 января 1921 годау Амелии состоялся первый летный урок — на аэроплане Аниты, который та сама отремонтировала. Амелия стала копить деньги, и через полгода у нее тоже был собственный самолет — старенький Кшпег Айзег, двухместный биплан ярко-желтого цвета. На “Канарейке”, как назвала его Амелия, она несколько раз попадала в аварии, которые из-за несовершенства самолетов были в то время обычным делом. И именно на “Канарейке” 22 октября 1922 года она поставила свой первый женский рекорд — поднялась на высоту 4267 метров.
Полеты на “кукурузниках” были для пилотов заработком, но ради удовольствия они устраивали воздушные шоу с мертвыми петлями и пикированием над толпой. Такие шоу были очень опасными и погубили немало пилотов — и, конечно, Амелия скоро стала их постоянным участником.
Когда “Канарейка” устарела, Амелия продала ее и купила автомобиль,
который окрестила “Желтой угрозой”. На нем она вместе с матерью совершила путешествие через весь континент. Повсюду, где они останавливались, собиралась небольшая толпа — и не только чтобы поглазеть на машину нео-
бычной раскраски. К этому времени Амелия стала знаменитостью. О ней писали газеты, ее называли одной из лучших женщин-пилотов США. Казалось, все мечты Милли, запускавшей в детстве воздушных змеев, исполнились.
Женщина на борту
27 апреля 1926 года жизнь Амелии навсегда изменил телефонный звонок капитана Райли: “Вы хотите стать первой женщиной, перелетевшей через Атлантику?”
Сначала ей показалось, что это розыгрыш, и только когда звонивший отрекомендовался, она осознала, что это серьезно. “Так вы хотите лететь через Атлантику?” — повторил Райли. “Да!” — твердо ответила она.
Во время переговоров в Нью-Йорке с руководителями проекта, среди которых был издатель и публицист Джордж Патнам, Амелии предложили титул капитана команды, в составе которой были пилот Штульц и механик Гордон. 17 июня 1928 года экипаж “Дружба” вылетел на FоККег Е7 из Ньюфаундленда и приземлился примерно через 21 час в Уэльсе уже практически без топлива. Этот перелет стал событием мирового масштаба, и когда команда вернулась в США, в честь героев устроили торжественный прием в Белом доме. Все интересовались только Амелией. Тот факт, что женщина перелетела через Атлантику, был важнее подвига пилота и механика. Даже президент Кулидж прислал ей поздравление. “Меня везли, как мешок картошки, — сетовала она, — я была пассажиром, только пассажиром. Все делали Штульц и Гордон. Но я не верю, что женщина не может самостоятельно перелететь Атлантику”.
Осенью того же года Амелия совершила самостоятельный перелет с Атлантического побережья Америки на Тихоокеанское. Вернувшись в Нью-Йорк, она начала организованное Джорджем Патнамом турне с лекциями о перелете через Атлантику. Часто Джордж сопровождал ее в этих поездках. Их сближение породило множество сплетен, так как он был женат. “Я интересовалась авиацией, и он тоже. Мы нуждались друг в друге, хотя между нами была только дружба. По крайней мере, я так думала поначалу. Я даже себе не признавалась, что влюблена…” Кончилось тем, что Дороти Патнам оставила мужа и после оформления развода в декабре 1929 года Джордж сделал Амелии предложение. Несколько раз она ему отказывала, но потом дала согласие. “Я никогда не оставлю авиацию, — предупредила его Амелия, — я буду летать, пока смогу. Я хочу даже в замужестве остаться независимой. Наш брак должен быть партнерством с равными правами”. Джордж и не думал возражать. В феврале 1931 года они поженились.
14 часов 56 минут
В 30-х годах прошлого века женщины-пилоты казались многим просто ненормальными. Амелия старалась побороть эти стереотипы. В своей автобиографии, которую она назвала “Почему я это люблю”, Амелия описывает женщин-летчиц: “Конечно, они особенные — худые и полные, молчаливые и болтливые. Половина из них замужем, и многие имеют детей. Просто они любят летать больше, чем гольф или верховую езду”.
Амелия стала первым президентом организации женщин-пилотов “99”, она писала статьи об авиации для журнала Cosmopolitain и других изданий, а также придумала женский летный костюм и создала линию одежды для активных женщин exclusive Amelia Earhart. Но главное, что занимало мысли Амелии, — самостоятельный трансатлантический перелет. Вместе с Джорджем они стали разрабатывать план. Пока успешно пролететь в одиночку через Атлантику удалось только Чарльзу Линдбергу в 1927 году. Но Амелия не собиралась повторять его маршрут. Она планировала вылететь из Ньюфаундленда и приземлиться во Франции.
Вылет был назначен на 20 мая 1932 года. Амелия считала, что надо путешествовать налегке, и в дорогу взяла только термос с супом и банку томатного сока, а вместо кофе и чая (она их не пила) — нюхательную соль.
Ровно через 14 часов 56 минут она приземлилась в Европе. Сильный северный ветер, обледенение и неполадки с мотором вынудили ее сесть в Ирландии, неподалеку от Лондондерри. Распугав всех коров в округе, она приземлилась во дворе фермы. Слава об этом перелете моментально разнеслась по всему миру. Президент Гувер вручил Амелии золотую медаль Национального географического общества. Она была первой женщиной, награжденной крестом “За летные боевые заслуги” и по сей день остается единственной, получившей его не за участие в бою. Ее называли самой удивительной женщиной года.
Осенью 1934 года Амелия объявила Джорджу, что полетит через Тихий океан от Гавайев до Калифорнии, а потом к Вашингтону. К тому моменту попытки сделать это стоили жизни десяти пилотам.
11 января 1935 года она приземлилась в Окленде, где ее встречала восторженная многотысячная толпа. Рузвельт поздравил ее. “Ты опять победила! — сказал он. — И показала даже сомневающимся Томасам, что авиация — это не только для мужчин”.
В вечном полете
В последующие годы Амелия совершила несколько одиночных полетов, сложных и рискованных. Но мечтой оставался кругосветный перелет вокруг экватора. Джордж на этот раз не разделял ее оптимизма, но, помня о данном слове, молчал…
В первый день лета 1937 года Амелия и ее штурман Фрэд Нунан на самолете “Электра” вылетели из Майами. С самого начала все шло не так благополучно, как планировалось. Их задерживала плохая погода, часто приходилось ремонтироваться: На одной из остановок Амелия подхватила дизентерию. 29 июня они достигли Новой Гвинеи. К этому моменту Амелия пролетела двадцать
две тысячи миль, впереди было еще семь тысяч — теперь только над океаном. Она передает свое последнее сообщение для Herald Tribune и фотографию. На ней Амелия выглядит очень усталой и больной.
Все готово к полету: проведена последняя проверка барахливших приборов; парашюты упакованы и отосланы домой — над океаном они бесполезны; “Электра” загружена топливом, которого должно хватить на двадцать часов полета; получен последний метеорологический прогноз. Амелия покинула Лэй (Новая Гвинея) ровно в 00:00 по Гринвичу.
В 07:20 Амелия отправила сообщение, что “Электра” находится в двадцати милях к юго-западу от острова Нукуману. Ей ответили, что усиливается лобовой ветер, но неизвестно, получила ли она эти данные. В течение следующего получаса от нее было получено несколько коротких сообщений, но после Нукуману связь пропала.
Рузвельт приказал организовать поиски силами девяти морских судов и шестидесяти шести самолетов — стоимость поисковых работ составила четыре миллиона долларов. Но никаких следов самолета не было обнаружено. 18 июля спасательные работы были прекращены. Джордж продолжал ее искать, но его попытки были безуспешны…
В последующие годы появилось много версий ее исчезновения. Самые распространенные: что она выполняла шпионскую миссию, порученную ей Рузвельтом, и попала в плен к японцам; что она намеренно направила свой самолет в воды океана; что она была захвачена японцами и во время Второй мировой принуждена была вести радиопередачи для американских войск под кодовым именем “Токийская роза”; что она остаток жизни прожила на острове в Тихом океане с дикарем-рыбаком… Но ни одна из версий не нашла подтверждения.
В одной из записок, которые Амелия отправляла Джорджу с мест остановок, она писала ему: “Пожалуйста, знай, что я вполне отдаю себе отчет в трудностях. Я хочу сделать это потому, что я хочу сделать это. Женщины должны пытаться делать что-то так же, как пытаются мужчины. А когда они терпят неудачу, это должно быть вызовом для других”.
София Бер-Тамоева,
журнал «COSMOPOLITAN», июль 2004 г.